Как отмечают многие эксперты и сами руководители предприятий — промышленность вплотную подошла к спаду. В январе-феврале 2015 резко снизился "индекс предпринимательской уверенности" в реальном секторе экономики. Причиной снижения индекса стало ухудшение предприятиями оценок спроса на собственную продукцию до уровня 2009 года.
Столь же значительным оказалось и падение доли руководителей предприятий, отметивших повышение спроса и выпуска продукции по сравнению с предыдущим месяцем (16% и 18% соответственно). Схожие результаты получили и в ИЭП имени Гайдара: значение индекса промышленного оптимизма, рассчитываемого институтом на основе собственных опросов промышленников, в феврале стало отрицательным после трех месяцев роста, а индекс прогнозов стал минимальным за последние пять с половиной лет.
49% респондентов Росстата среди самых значительных рисков выделили неопределенность ситуации, 40% — нехватку финансовых средств, 26% пожаловались на сокращение прибыли по сравнению с предыдущим месяцем.
- Резкий скачок ставок по банковским кредитам, отмечают аналитики, привел к тому, что на обслуживание займов у компаний теперь уходит две трети прибыли.
По мнению главы Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича,
- ситуацию не изменит и процесс импортозамещения: на уровне отраслей он заметен лишь в металлургии и пищевой промышленности, в остальных же отраслях носит фрагментарный характер.
Однако эксперты в НИУ-ВШЭ прогнозируют, что "ближе к середине года инфляция производственных издержек, скорее всего, пойдет на спад".